GPS и Вы

GPS и Вы

Сообщение Виталик » 26-08, 17:51

GPS и Вы


Изображение
Многие рыболовы слышали или сталкивались с некоторыми из ниже упомянутых электронных устройств. Такие термины, как "рыбоискатель", "эхолот-глубиномер", "эхолот" или "жидкокристаллический экран" на слуху у большинства рыбаков уже много лет.
Электроника преодолевает незримые барьеры и помогает заглянуть в омуты, под коряги и в темные глубины. С помощью этих устройств можно увидеть подводные объекты, скрытые от человеческого глаза. Почти у каждого рыболова на лодке сегодня имеется какое-нибудь электронное устройство для обнаружения рыбы, водорослей, дна и определения глубины водоема. Можно при помощи электроники решать и другие задачи, в том числе - определять температуру, положение слоев с различной температурой или просматривать толщу воды по бортам от лодки, что до последнего времени было совершенно невозможно. Новейшие достижения электроники для рыбаков связаны со словом "Джи-Пи-Эс" (GPS). Что же такое GPS? Как работает GPS? Это всего лишь несколько вопросов, стоящих перед многими рыболовами и туристами, а также любителями отдыха на природе.
GPS - это сокращение от английских слов "Глобальная система ориентации", на практике состоящая из группы спутников, дважды в день совершающих полный оборот вокруг Земли, которые передают точное время и координаты (долготу, широту и высоту). На самом деле это не совсем так, но мы здесь с вами собрались не для того, чтобы слушать урок по географии, а потому поверьте мне на слово, что по сигналам этих спутников можно определить свои координаты и высоту над уровнем моря в любой точке на поверхности земного шара.
Вся группа спутников GPS состоит из 32 специализированных навигационных спутников земли, которые передают навигационные сигналы 24 часа в сутки без перерывов. Основа технологии ориентации в пространстве, как это было еще и при Колумбе, - знание точного местного времени и координат начала движения. Используя атомные часы (с точностью до 1 секунды в 70000 лет), каждый спутник непрерывно посылает на Землю сигналы о времени своем положении. Приемник сигналов этого спутника сигналы принимает, причем одновременно от трех или более спутников, и, сопоставляя их, вычисляет свое положение в пространстве. Очень просто!
Раньше система GPS использовалась только спортсменами и военными. Однако уже несколько лет охотники и рыбаки пользуются этой навигационной системой для прокладки пути к любым и потаенным местам охоты и рыбалки, а по мере снижения цены этих чудес электроники стали расти и ряды пользователей системы GPS.
Приемники GPS используют сигналы, излучаемые группой из 32 спутников, каждый из которых совершает по 2 оборота в день вокруг Земли на высоте около 20000 км. Каждый спутник системы GPS непрерывно передает время и свои координаты все 24 часа в сутки, что позволяет любому владельцу приемника GPS определять свое положение в пространстве где угодно в любое время дня и ночи. Пользование этим чудом техники стремительно дешевеет, и сейчас любой желающий может подобрать себе подходящий и простой в использовании приемник GPS дешевле 200 долларов.


В итоге, пользователи обнаружили много новых, ранее неочевидных, способов использования спутниковой навигации в повседневной жизни. Вот некоторые из них:

Развлечения: Задавая некоторые координаты в память приемника GPS, Вы можете устроить поиски сокровищ, прокладывать трассу автомобильного кросса или задавать контрольные пункты для гонок парусников. Нажатием кнопки можно узнать курс своего движения, удаленность от дома и сколько времени осталось двигаться к заранее намеченной цели или до любого другого пункта в пространстве.

Спорт: Система GPS позволяет очень точно мерить скорость и расстояние. Байдарочники могут использовать эту систему для отслеживания пройденного расстояния, скорости и направления движения. Любители зимних видов спорта должны брать с собой приемники GPS на прогулку по лесу или по снежной целине. Занятия горным велосипедом возможны, только если приемник GPS проложит путь по заданному маршруту или без заранее заданного маршрута, но кратчайшим путем к намеченной цели.

Путешествия: путешествуя за границей, можно столкнуться с задачей поиска пути по чужому городу, в особенности, если текст на карте написан на незнакомом языке. С помощью приемника GPS можно запомнить положение своей гостиницы и потом просто следовать по стрелке, показывающей кратчайшее расстояние к начальному пункту вашего путешествия по незнакомому городу.

Обучение: Поскольку мы живем в мире, наполненном электроникой, дети быстрее схватывают, что такое GPS и как им пользоваться. Помимо удовольствия от путешествия на природе с приемником GPS, они быстро могут вникнуть в суть спутниковой навигации, научиться читать карту и пользоваться компасом. Те же самые спутниковые навигационные технологии используются в геодезии, в геологической разведке и на транспорте.

Биология и экология: Грибники и юные натуралисты, собиратели красивых минералов и археологи-любители в своих увлечениях вряд ли смогут обойтись без приемников GPS. Если Вы изучаете леса, изучаете жизнь животных или путешествуете по историческим местам, приемник GPS приведет вас в любую нужную точку пространства, которая записана в его памяти, а потом кратчайшим путем приведет вас домой.

Если Вам нравится проводить время на природе, занимаясь ли спортом, лежа ли на травке или путешествуя за рулем - система GPS сможет стать для вас надежным другом и попутчиком, незаменимым в ваших любимых занятиях. Эти и другие навигационные приемники можно найти на нашем сайте.

Перевод статьи Колина Д. Кроуфорда сделан Павлом Дмитриевым
Изображение
Аватара пользователя
Виталик
 
Сообщения: 4033
Зарегистрирован: 04-02, 18:34
Откуда: Маарду

Сообщение Виталик » 26-08, 17:55

Практическое руководство к GPS. Мнение пользователя.

Изображение
Большинство из нас путешествуют по непроторенным путям с картой и компасом. Если Вы поднялись на горный пик, подошли к горной цепи, к реке или к озеру, чаще всего их можно найти на карте, сориентироваться по компасу и таким образом, с известной степенью точности, узнать свое положение на карте. В иных случаях, где на многие километры расстилается ровная пустыня песка или снега и единственным указателем направления становится катящееся перекати-поле, на свет из кармана появляется GPS-навигатор, который сообщает точные координаты своего (и Вашего, разумеется) положения, которое очень просто отметить на карте.
Большинство публикаций, посвященных глобальной системе определения координат GPS (Global Positioning System), описывают лишь только применение ее для навигации на море. На самом же деле эта система равно эффективна и в море, и в степи, и в горах, и в тундре. Настоящая статья предназначена для путешественников, рыболовов, охотников и вообще для всех, кто любит бывать подолгу на природе, при этом, постоянно зная, в какой точке карты он находится, куда следует идти, чтобы прийти туда-то и туда-то к достопримечательности, отмеченной на обыкновенной туристической карте из магазина.
В предлагаемой Вашему вниманию статье периодически будет использоваться сокращение "GPS-навигатор" в смысле небольшого портативного приемника спутниковых навигационных сигналов, а не всей глобальной системы спутников и наземных станций слежения за ними.
Основное условие возможности обыкновенного использования GPS-навигатора состоит в том, что показания его всегда могут быть представлены в универсальной (или всемирной) прямоугольной системе координат Меркатора (UTM). Этот способ представления округлости поверхности Земли на плоской карте наиболее распространен в мировой картографии общего (гражданского) применения. Это наиболее существенная часть всей нашей статьи. К сожалению, несмотря на то, что все GPS-навигаторы способны определять долготу и широту места, далеко не все из них могут преобразовывать значения долготы-широты в координаты Меркатора.

Я давно составил для себя список приоритетов среди вещей, необходимых в дальнем походе:

Портативный GPS-навигатор (разумеется, с запасными батарейками!).
Компас.
Карта.
Оптимально иметь все три указанных предмета, однако если я окажусь случайно в незнакомой местности, пусть лучше со мной будет GPS-навигатор. На самом деле, я пользуюсь в своих путешествиях также и компасом, что сильно экономит батарейки GPS-навигатора. Карту с собой я беру редко.
Мой GPS-навигатор - это "Garmin 75", которому уже 3 года. Я интенсивно использую его в моих передвижениях по территориям севернее озера Онтарио. Ничто не может сравниться с ним в полезности, а точность его определения координат даже, можно сказать, превосходит мои потребности. Если мне удается найти полянку, на которой немного деревьев, точность определения координат получается не хуже 50 ярдов (45 метров), а чаще всего - гораздо лучше.
Внутри помещения антенна GPS-навигатора не имеет возможности принимать качественный сигнал от спутников. Со своей стороны, листья и ветви деревьев будут переотражать сигналы, что также ухудшит работу прибора. Не могу сказать, в какой из сезонов охоты и рыболовства (а я все время провожу в Канадской лесостепной зоне) условия для работы GPS-навигатора лучше. Но меня они всегда устраивали, если только хватало времени выбрать место, где небо было бы полностью открыто, по возможности, до горизонта и если делать отсчеты через каждые полчаса. Во время определения координат положения очень полезно немного двигаться вокруг выбранного места.

ТОЧНОСТЬ:
Я проверил точность работы спутниковой навигации, когда по заданию правительства определял координаты пикета на холме, нависающем над Оттавой. Тогда при 10 определениях, выполненных одно за другим через 3-4 минуты, после усреднения результатов мне удалось получить точность 5,4 м! Разумеется, в этом случае условия для обзора небосвода были идеальными, которых и не следует ожидать от путешествий по лесам Канады.
Орбитальная группировка спутников системы GPS принадлежит и управляется Министерством обороны США, которое обладает исключительным правом уменьшать точность работы всей системы. Когда запускается специальная компьютерная программа, создающие помехи GPS-навигаторам, а это происходит почти постоянно, точность остается не хуже 100 м. У меня GPS-навигатора не было во время войны в Персидском заливы, а конкретнее - во время операции "Буря в пустыне", а потому я не могу ничего сказать о влиянии Министерства обороны США на состояние навигационной системы в тот период времени.
Если Вы решили спрятать сокровище, а затем лет через пять вернуться на то же место и выкопать его, то одним GPS-навигатором вам не обойтись, ведь точность определения места захоронения клада не превысит 20-50 м. Сначала определите координаты какого-нибудь заметного объекта вроде скалы или столетнего дуба. Затем, при помощи компаса и рулетки задайте направление и расстояние до места закладки клада. Запишите координаты, азимут и расстояние, но не потеряйте их!
Если вы стремитесь путешествовать по горам и по долам и вернуться домой без проблем, чтобы не пройти мимо сторожки или закиданного ветками грузовика, то GPS-навигатор - это то, что вам нужно.

ЧТО ЛУЧШЕ: ДОЛГОТА И ШИРОТА ИЛИ КООРДИНАТЫ МЕРКАТОРА (UTM)?
Когда я только начинал осваивать работу с GPS-навигатором, использовал я только координаты в виде долготы и широты, а потому постоянно преобразовывал координаты из формата карты в формат работы навигатора, и наоборот. Есть более совершенный метод, который получается из соотношения между топографической градусной разметкой большинства карт и возможностями представления координат на экране GPS-навигатора. Это очень важный момент. Не стоит тратить время на бесконечные преобразования долготы-широты в другие единицы координат, по крайней мере, на суше, где на карте почти всегда нанесена сетка проекции Меркатора (UTM).
Если Ваш старенький GPS-навигатор не может выдавать координаты в проекции UTM, это не катастрофа, но тогда вам действительно придется определять координаты в значениях долготы-широты. Этого может вполне хватить для ориентации в пространстве без карты. Однако для облегчения преобразования от координат карты в координаты GPS-навигатора и обратно, вам не удастся обойтись без координатной сетки, и в этом случае проекция Меркатора (UTM) является самой распространенной. Когда вы решаете, какой GPS-навигатор купить, обязательно убедитесь, что он поддерживает представление координат в универсальной прямоугольной проекции Меркатора, сокращенно обозначаемой UTM. Если продавец не сможет утвердительно ответить на ваш вопрос, НЕ ПОКУПАЙТЕ.

КАРТЫ:
Большинство карт размечены по долготе и широте и, их можно переводить к реальным линейным размерам, умножая на градусы, минуты и секунды согласно масштабу карты. Топографические карты с масштабами от 1:100 000 до 1:50000 обычно имеют также разметку и в проекции Меркатора (UTM). По возможности, старайтесь приобретать только такие карты.
В Канаде издается серия топографических карт масштаба 1:50 000, где одна клетка равна 2 см, что соответствует 1 км на местности. Это означает, что каждая деталь, на карте имеющая размер 1 мм, на местности будет иметь размер 50 м. Если Ваша карта имеет масштаб, отличный от 1:50 000, проверьте и определите, чему равна сторона клетки (сетки) карты. Хотя топографические планы США серии 1:24 000 все имеют одинаковый размер сетки 1000 метров (1 км), мне попалась как-то карта Службы Защиты Лесов США в масштабе 1:100000, где ячейка сетки имела масштаб 10 км! А вот канадские топографические карты масштаба 1:250000 имеют размеры ячеек, совершенно непригодные для практической работы.
Новейшие топографические карты Геодезической службы США представляют собой прямоугольники размером 2,25 х 4,5 м в метрическом масштабе 1:25000, в версии проекции Меркатора NAD 27 UTM. Карты эти складываются наподобие дорожных карт. Купить их можно по адресу: USGS Map Sales, Box 25286, Denver, Co. 80225 abd по цене $4 за единицу с добавлением $3.95 на упаковку и пересылку.
Я настроил свой GPS-навигатор в метрические единицы измерения и в картографическую проекцию UTM, хотя любой желающий может использовать ту же проекцию UTM в сочетании с единицами измерения в ярдах/футах, однако для пользования картографической проекцией Меркатора UTM все равно потребуется установить единицы измерения "метры".
По поводу приобретения других топографических карт США обращаться по телефону: 1-800 USA MAPS. Вот еще и две книги, где подробно расписывается суть картографических проекций: первая - "Map Use" автор Phillip C. Muehrcke, JP Publications, Madison, WI. Другая - небольшая, но очень доступно изложенная, брошюра, изданная в Канаде под названием "Map Reading" автора L.M. Sebert. Разумеется, есть и другие книги, но я их не читал.

ПУТЕШЕСТВИЯ.
Когда я отправляюсь в дальнюю поездку, останавливаясь в пути для заправки или перекусить, я всегда включаю свой GPS-навигатор, чтобы он определил свое положение, не записывая при этом координаты места в память. Делаю я это потому, что при первом своем включении GPS-навигатор сам запоминает свое местоположение и затем фиксирует сам место, где он последний раз работал. Если прибор обнаруживает, что известные ему спутники находятся не в тех местах, где они должны были бы быть, то он должен будет заново полностью переопределить свое положение (эта операция иногда называется "инициализация"). На это может потребоваться пара минут. Это место с вновь определенными координатами сохранять не требуется. Если во время путешествия регулярно выполнять эту операцию, то по прибытии к конечному пункту ваш GPS-навигатор сразу же будет готов к работе.
Если Ваш навигатор запитывается от электросистемы вашего автомобиля, тогда у вас вообще не будет проблемы с определением положения навигатора в конце путешествия, потому что его можно не выключать (подробности - ниже).

ТОЧКИ.
"Точка" - это место, описание и координаты которого записаны в памяти GPS-навигатора. Точками могут быть КПП на дороге, какие-то местные достопримечательности, кемпинги, развесистое клюквенное дерево, где Чарли подстрелил свою первую сайгу или вообще, что угодно. Точку можно создать вручную, или по данным, взятым из карты. Такие точки можно создавать, даже не выходя из дому. Однако чаще всего точки создают, находясь на том месте, где точка и быть должна в действительности. GPS-навигатор определяет положение, которому тут же присваивается имя и точка записывается в память прибора. Для этого, прибывая на стоянку в лагерь, включайте свой GPS-навигатор и сохраняйте координаты места под именем CAMP ("лагерь"). С течением времени все больше интересных мест обнаружится в окрестностях вашего лагеря, которые получат свои уникальные имена и будут сохранены как точки. Но не следует сохранять все точки подряд. Слишком много точек просто превратят память навигатора (и Вашу) в кашу. Лучше меньше - да лучше.
Здесь есть один интересный момент. Прежде, чем сохранить свою первую точку, продумайте способ их нумерации. К примеру, точки на трассе могут быть поименованы TR1, TR2, TR3..... или в плавании PL1, PL2, PL3... Имея такие серии точек, в последующем их очень просто можно будет нанести на карту и проложить всю фактическую траекторию пути.
Имея при себе GPS-навигатор, любой желающий может исследовать новые незнакомые территории безо всякого опасения и своем местонахождении. GPS-навигатор, определив свои координаты в пространстве, укажет расстояние (в км или в милях) и направление (магнитное, истинное или по сетке карты) для ближайших 10 точек. Предположим, что вы решили вернуться в лагерь. GPS-навигатор "скажет", что до лагеря 3,3 км в направлении 120О. Теперь выключайте GPS-навигатор, поворачивайте на курс 120О или около того и идите. Совсем даже не требуется выдерживать математически точное значение в 120О. Обходите бугры и буераки, болота и канавы. Пройдя выбранным путем некоторое время, снова включите GPS-навигатор и проверьте расстояние и направление до точки CAMP ("лагерь"). Теперь вы обнаруживаете, что до цели осталось всего 2,2 км, но в направлении 145О. Выключаете навигатор и продолжаете двигаться еще южнее. Таким образом, Вы очень скоро придете прямо к своему лагерю.

Всемирная Прямоугольная Проекция Меркатора: ПОПЫТКА ОБЪЯСНЕНИЯ.
Вашему вниманию предлагается упражнение, поясняющее, как пользоваться Всемирной Прямоугольной Проекцией Меркатора при работе с картой. Для тех из вас, кто уже имеет GPS-навигатор с точками, записанными в формате долготы/широты, может не беспокоиться об их сохранности: ничего не пропадет. GPS-навигатор конвертирует их обратно и вперед безо всяких утрат. В случае с моим "Garmin 75", имея на экране страницу AUX, выберите пункт меню UNITS/HEADING (единицы измерения для указания направления), затем выберите закладку Posn ("Положение") и установите UTM/UPS. После этого, имея разлинованную сеткой карту местности, где вы сейчас находитесь, выйдите на открытое пространство и определите координаты своего положения (я убежден, что настоящие рекомендации в большей или меньшей мере подойдут для всех портативных GPS-навигаторов).
Подождите, пока показания на экране прибора стабилизируются и, будут выглядеть примерно так: 18T 0439535 5024750 (Имейте в виду, пожалуйста, что указанные координаты слегка отличаются от указанных в моей подписи в электронных письмах). Запишите эту цифру, выключите GPS-навигатор и переходите в помещение к карте и, в месте своего положения сделайте метку карандашом (предполагается, то вы знаете, где находитесь!).
Посмотрите внимательно на белые полосы вдоль границ карты: вы увидите, что линии, делящие карту на клетки, пронумерованы. Теперь, имея номера на сетке карты и цифру, полученную вашим GPS-навигатором, найдите между ними соотношение. Посмотрите на нумерацию сетки карты вдоль нижней границы карты и ищите совпадение с первой цифрой, например, 0439535 из записанных выше. Поближе к моему дому на карте имеется линия сетки номер 39 (номер указан на пересечении линии сетки с нижней границей карты).
Далее, посмотрим на номера линий сетки, идущие вдоль левой и правой сторон карты, где я вижу цифру 24 достаточно близко от моего дома. Мой дом располагается восточнее и севернее точки, где пересекаются 39-я линия "Север-Юг" и 24-я линия "Запад-Восток". Разность между восточным направлением и северным - от пересечения 39-й и 24-й линий указывается тремя цифрами после соответствующей цифры, т.е. 535 метра восточнее и 750 метров севернее.
Как я сказал ранее, сетка проекции Меркатора UTM на полях карты &151; основной способ соотнесения сетки карты показаний GPS-навигатора. Используя такой метод, вы можете двигаться в любом направлении с точностью 50 м. На топографической карте 1:2400 этот показатель может быть еще выше.
Универсальная проекция Меркатора UTM используется в практике довольно длительное время. Чтобы облегчить восприятие сетки UTM сравнительно с линиями долготы и широты, представьте себе те же линии долготы, только меридианы проведены через 6О. Полосы имеют ширину 6О с центром на меридиане, начиная со 180О западной долготы и нумерованными к востоку по возрастающей. Таким образом, вся Америка покрывается зонами с номерами от ?7 до ? 22.
Я живу в Оттаве и моя зона ?18. На гусей мы охотимся западнее, в зоне ?16. Заповедник Йеллоустоунский парк располагается в зоне ?12. Чтобы надежно использовать сетку карты, практически необходимо знать, в какой зоне вы находитесь, потому что, выдавая координаты UTM, GPS-навигатор, прежде всего, укажет номер пояса. Буква "T" в нашем примере, применительно к системе UTM означает, как далеко к северу или к югу от экватора вы находитесь. В обычных условиях номера зон и буквы вам вряд ли пригодятся. Однако сетка UTM покрывает всю поверхность земного шара и, почти для всей поверхности имеются соответствующие карты.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КООРДИНАТ МЕРКАТОРА UTM:
В системе записи координат UTM, сначала указывается положение "восточнее" относительно зонного меридиана, а затем указывается положение "севернее". Обратите внимание, что в системе UTM, измерение ведется от запада к ВОСТОКУ или "восточнее". При отсчете координат их следует прочитывать СЛЕВА НАПРАВО. Другими словами, координата "восточнее" всегда указывается первой, за которой указывается положение "севернее".
Координаты точки могут быть заданы несколькими способами. Вот пример: 18T 0439535 5024750. Это полная запись координат моего дома в Оттаве, определенная с максимально возможной для моего "Garmin 75" точностью. 18T обозначает только область на поверхности Земли, где я располагаюсь и в общем случае не несет другой информации. Остальные 14 цифр следует разделить на 2 группы: 0439535 читается "ВОСТОЧНЕЕ" от меридиана 18-й зоны, в метрах. Можно отделить километры: 0439,535. Ноль в начале ничего не значит, а просто резервирует место для большого числа. Десятичные цифры образуют метры: их получается 535. Итак, полных километров 439. На самом же деле, 0439.535 следует читать как 395, отбрасывая в начале 04, а затем округляя 0,535 до 0,5 и игнорируя десятичные. Если десятичные не записывать, а 5 будет означать 500 метров или 0,5 километра, это даст точность наземных измерений в 100 м.
Таким же путем число 5024750 "СЕВЕРНЕЕ" становится равным 247 км. И вот, в итоге, я могу сказать, что я живу в точке 395247 в районе Оттавы (или в зоне 18Т карты в системе UTM), причем с точностью до 100 метров. Такая шестизначная система уже довольно длительное время используется военными для обозначения целей, объектов, точек встречи и т.п.
Когда-то систему Меркатора мне преподавали в военном училище во время Второй мировой войны, но я все забыл, пока не приобрел себе GPS-навигатор. Можно быть более точным и предложить число 39542475, которое определит координаты моего дома с точностью до 10 м. В обоих случаях, вам потребуется знать, какую карту я использовал.
Легко видеть, что у разных точек могут быть одинаковые координаты в 6-значной записи. Для преодоления этой проблемы, в случае использования 6 или 8 значащих цифр координат, обязательно следует указать карту, по которой координаты снимались. В противном случае следует указывать полный адрес, т.е.18T 0439535 5024750
Координаты ячейки сетки на карте обычно представляются восемью цифрами, причем первая половина считается "восточнее", а вторая - "севернее". Когда адрес "восточнее" записывается после номера зоны (18T в рассматриваемом примере), одна цифра добавляется к числу "севернее", т.е. 18T 439535 5025750.
Рассматривая сетку проекции Меркатора на карте, и в масштабе 1:50000, и 1:100000, размер стороны клетки будет, в общем случае, равен 1 км или 1000 м. Довольно просто вообразить деление линии клетки на отрезки по 100 или по 10 метров. Наивысшая точность на карте масштаба 1:50000 составит 50 метров местности в 1 мм карты. Заметьте, только, как правило! Компасы "Silva" с одной стороны градуированы в миллиметрах, что позволяет использовать их для измерения координат "восточнее" от стенок клетки на карте и "севернее" - от линий клеток "Восток-Запад". Звучит несколько запутанно, не так ли? Но на самом деле все гораздо проще. Взять карту и показать гораздо проще, чем описать и объяснить все словами.

НАСТРОЙКА GPS-НАВИГАТОРА.
Во время настройки навигатора пользователю придется определиться с рядом заранее подготовленных параметров состояния прибора. С чем-то придется согласиться, а чем-то - нет. Примеры я буду рассматривать при помощи моего навигатора "Garmin 75", разбирая основные и типичные настройки навигаторов.
Настройка "OP MODE" или "SCREEN OP MODE": Режим работы навигатора. Я всегда оставляю эту настройку в режиме экономии батареек (Battery Saver), за исключением тех случаев, когда навигатор эксплуатируется в режиме тренировки (simulation) или для получения некоторой специальной информации, требующей специального режима работы экрана. Замечание: если навигатор запитывается от электросистемы автомобиля, тогда нет смысла заботиться об экономии батареек и режим работы экрана лучше установить "Normal", т.е. обычный.
Настройка "FILTERS" (Подавление Помех): Я оставляю эту настройку в режиме "automatic", т.е. автонастройки.
Настройка "PLOTTING SCREEN ORIENTATION" (Ориентация Изображения на Экране): Я предпочитаю ориентацию карты на экране так, чтобы Север всегда был сверху "north up".
Настройки "ROUTE & TRACK" (Маршрут и Этап): Эту функцию лучше всего не включать при питании от батареек, потому что она требует, чтобы навигатор был все время включен, а антенна имела беспрепятственный обзор небосвода. Не выводите на экран графики (температуры и скорости), потому что они требуют непрерывного обновления данных, а это возможно только при внешнем источнике питания (подробности - ниже).
Настройка "RESOLUTION" (Разрешение): значение настройки 100 KM TRACK установить в положение "OFF", т.е. "Выкл." Замечание: Во всех случаях, после приобретения новенького GPS-навигатора, сразу же после инициализации, т.е. определения начальных координат, не выключайте прибор и походите немного вокруг, включив режимы записи и маршрутов и этапов. Графика на экране навигатора - отличная, позволяющая увеличивать и уменьшать различные участки экранной карты. Это упражнение очень интересно и даже приятно, однако батареек надолго при этом не хватит.
Настройка "A WARNING" (Сигнализации): Начинающему пользователю не следует пользоваться этим режимом, даже в незнакомой местности, потому что расход батареек будет ничем не оправдан. Если навигатор можно запитать от автомобильного прикуривателя, то функцию можно включить (подробности - ниже).
Настройка "UNITS/HEADING SCREEN POSN" (Картографическая проекция и ориентация экрана): установить значение UTM/UPS. Замечание: Эта настройка позволяет выбрать одну из многочисленных систем представления координат. Рекомендуется установить UTM/UPS. На некоторых новейших навигаторах имеется возможность выбрать наилучшую картографическую систему MGRS (подробности - ниже).
Настройка "NAV": Здесь я предпочитаю устанавливать метрическую систему мер "Metric", потому что картографическая проекция Меркатора UTM также имеет метрическую градуировку. Если же выбрать английскую сухопутную систему мер "statute" (в милях), то придется координаты UTM конвертировать в метрическую систему мер и обратно. Аналогичное можно сказать об английской морской системе мер "nautical".
Настройка "HDG": я на своем навигаторе установил значение настройки "Auto mag Var". Дело в том, что в моем регионе западное магнитное склонение достигает 14О и, неучет его привел бы к огромным ошибкам в определении направления по компасу. Поэтому разбираться с магнитным склонением я доверил GPS-навигатору. Результат всегда является направлением на магнитный север, что позволяет мне не вспоминать о склонении. Другие значения настройки функции - это выбор указания направления (курса) "Hdg" относительно линий сетки карты "grid heading" или истинное географическое "true heading". Если же вы отслеживаете курс по карте относительно сетки координат, тогда следует установить значение настройки "grid". Для большинства ситуаций разница между настройками направления на Север карты (grid north) и на истинный, т.е. географический Север (true north), будет невелика, хотя для максимальной точности прокладывания курса эту разницу все-таки следует учесть.
Настройка "ALARMS SCREEN" (экран аварийных сигнализаций): я держу ее всегда выключенной (off). Разумеется, если на вашей лодке имеется источник внешнего электропитания, можно активизировать все функции навигатора. Дело в том, что для срабатывания любых сигнализаций навигатор должен быть включен, а это возможно только в случае внешнего питания прибора. Один мой знакомый как-то на мой вопрос, почему он держит выключенными сигнализации на своем GPS-навигаторе, сказал, что от этой сигнализации его лошадь бесится. Вот так...
Настройка "DATE/TIME SCREEN LOCAL OFST" (Установка Часового Пояса): Это разница в часах между Гринвичским временем (GMT) и местным временем. У нас в Оттаве разница в часах с Гринвичем составляет -5.00 часов (Московское время отличается на +3.00 часа). Во время действия летнего времени следует добавить 1 час к поясному.
Настройка "DISPLAY" (отображение времени): установите "Local", т.е. местное время. Альтернативная настройка предполагает отображение всех отсчетов времени от Гринвичского меридиана. Разумеется, это не истинное значение времени в городе Гринвиче, однако технически это и есть то самое Гринвичское, т.е. всемирное время. Очень важно, чтобы навигатор и спутники работали в одном и том же времени. Настраивать время в навигаторе нет необходимости. Это выполняется автоматически при включении прибора, когда он начинает вести поиск спутников. Напротив, вы можете свои наручные часы выставлять по часам навигатора!
Настройка "COUNT" (Таймер): включить или выключить. Это отличный инструмент для гонщиков! И вообще полезная вещь.
Настройка "AUDIO/DISPLAY SCREEN TONE" (Озвучивание Экранных Событий): Рекомендуемое значение "None" (нет).
Настройка "CHANGE CONTRAST" (Контрастность): установить на среднее значение.
Настройка "BKLGHT TIMEOUT" (Время Работы Подсветки): Установить 10 секунд; это реальное значение для работы ночью. Навигатор "Garmin 75" настраивает задержку подсветки в секундах, а по умолчанию имеет значение 10 секунд, что наилучшим образом позволяет распоряжаться энергией. Когда навигатор работает от внешнего источника питания, я устанавливаю время задержки подсветки в 9999 секунд.
Настройка "INTERFACE NONE/NONE" (Интерфейс): Используется для обмена данными с внешними устройствами - другим GPS-навигатором или с компьютером. Ничего здесь подсказать не могу, потому что никогда ничего к навигатору не подключал.
Настройка "MAP DATUM PRE-DEFINED" (Картографическая проекция): Обычно я использую систему NAD27 Canada, которая подходит для большинства карт Канады. Если вы тщательно осмотрите свою топографическую карту, вы обязательно обнаружите указание на то, какая на ней картографическая проекция используется. На моих старых топографических картах Канады в нижней части листа напечатано сразу же правее названия карты и ее масштаба следующее "North American Datum 1927".
Новейшая карта, изданная в 1995 году, имеет обозначение "North American 1983". Поэтому для работы со старыми канадскими картами я выбирают проекцию "NAD27 Canadian", но для работы с новыми картами выбираю настройку "NA 1983". Подобным же образом, на карте лесов США указано в нижнем правом углу "Universal Transverse Mercator Projection 1927 North American datum". Этой информации достаточно, чтобы выбрать для моего навигатора настройку ""NAD27". Поэтому и вам рекомендуется внимательно осмотреть свою карту: вы обязательно найдете указание типа картографической проекции, в которой она сделана. Установите эту систему в своем GPS-навигаторе. Навигаторы "Garmin" выпускаются настроенными на картографическую проекцию "WGS 84", которая может считаться наиболее подходящей для большинства приложений, если не будет иных указаний.

Перевод к.т.н. Дмитриева П.Н.
Изображение
Аватара пользователя
Виталик
 
Сообщения: 4033
Зарегистрирован: 04-02, 18:34
Откуда: Маарду

Сообщение Виталик » 26-08, 18:00

Недокументированные возможности навигаторов 'Garmin'

Изображение
У портативных навигаторов GPS корпорации 'Garmin' имеются несколько управляющих команд, доступ к которым возможен, прежде всего, во время запуска прибора. Здесь мы постараемся описать некоторые из этих полезных функций. Их описание достаточно обобщенное, поскольку на разных навигаторах они реализуются по-разному. Не только конкретная процедура запуска одной и той же 'секретной' функции различна на разных навигаторах, но и способ ее выполнения. Мы не гарантируем 100% работоспособности описываемых функций на каждой конкретной модели приемника, мы предлагаем просто 'попробовать'.
Здесь приводится описание того, что можно увидеть на экране навигатора, и вы сами попробуете с этим разобраться. Рекомендую вам распечатать эти советы и на досуге заняться исследованием недокументированных возможностей своего навигатора GPS.
Следует понимать, что неспроста корпорация 'Garmin' не решилась опубликовать эти функции в своей документации для пользователей. Предназначены эти функции, прежде всего, для контроля работоспособности навигатора и не рассчитаны на неквалифицированного пользователя. Описываемые функции не комментируются корпорацией 'Garmin' и могут стать причиной потери содержимого оперативной памяти навигатора.
Применять описываемые функции Вы будете на свой страх и риск!
Первая шокирующая новость, связанная с секретными командами навигаторов 'Garmin' состоит в том, что внутри его корпуса имеется термометр. Назначение этого термометра - компенсировать частоту внутренних часов электронного 'мозга' навигатора, которая должна соответствовать изменению температуры всех электронных компонентов прибора под влиянием внешних условий. Кроме того, этот термометр участвует в управлении контрастностью экрана, которая в противном случае сильно менялась бы при изменении внешней температуры.
На самом деле, никакой температуры это устройство не измеряет, а лишь контролирует уровень разогрева микропроцессоров внутри навигатора от запуска прибора до нормальной его работы. Термометрическое устройство, которое правильнее было бы назвать компенсатором, ничего не вычисляет, оно адресуется к таблице поправок работы внутренних часов. Процедура коррекции частоты часов навигатора используется от момента включения прибора до определения первых координат по сигналам со спутников, чтобы это первое определение стало максимально точным. Аналогично, после определения координат и получения, таким образом, максимально точного отсчета времени, становится возможным пополнять таблицу температур, что, в свою очередь, используется для компенсации старения электронных компонентов навигатора.

Стартовые последовательности кнопок.
Три функциональных кнопки в правой части корпуса следует одновременно удерживать во время начального разогрева навигатора. Чаще всего это кнопки 'PAGE', 'MARK' и 'ENTER'. На навигаторе 'GIII' центральная кнопка называется 'MENU', но в нашем случае она выполняет те же функции. На модели 'Street Pilot' можно использовать иные имена кнопок: 'PAGE', 'OPTION' и 'ENTER'. Ниже описаны сочетания стартовых кнопок для навигаторов 'Etrex' и 'Emap'. Все остальные навигаторы 'Garmin' используют одно из этих основных сочетаний кнопок, хотя последовательность нажатия кнопок может быть иной.

PAGE. Если при включении навигатора удерживать нажатой кнопку 'PAGE', прибор сразу же перейдет в режим 'холодного' запуска. Для навигатора 'Street pilot' эта процедура - единственная возможность увидеть на экране номер версии программного обеспечения. На навигаторе 'G-III', в этом случае, отключится температурная компенсация.

MARK. Если при включении навигатора удерживать нажатой кнопку 'MARK', прибор выполнит переустановку с полной потерей всех сделанных записей и настроек. Настройки навигатора вернутся к заводским ('по умолчанию') значениям. Будьте осторожны, потому что никакого предупреждающего сообщения на экране не появится. Все данные из памяти навигатора будут удалены!
У некоторых навигаторов эта функция указана в документации и предваряется предупреждающим экранным сообщением перед удалением содержимого памяти. К сожалению, не все версии программного обеспечения, даже на одних и тех же машинах, выдают на экран предупреждения об очистке памяти навигатора. Поэтому, перед каждым опытом с недокументированными функциями сохраните в надежном месте всю информацию из памяти навигатора. Огромное достоинство это функции состоит в том, что полная очистка памяти навигатора порой помогает решить проблемы, в другом случае вынуждающие владельца обращаться в сервис.
И еще: имейте в виду, что возвращение состояния навигатора к заводским настройкам означает буквально то, что вы потеряете не только данные о точках и маршрутах, которые можно сохранить для дальнейшего использования, но и системные настройки. Будет отменена выбранная пользователем картографическая проекция, пользовательская система координат и вообще все сделанные вручную настройки прибора. Вся оперативная информация будет утрачена. Потребуется провести первичное определение координат, что займет до 15 минут.

ENTER. Если при включении навигатора удерживать нажатой кнопку 'ENTER', прибор войдет в режим автоматического тестирования и появится тестовый экран. Этот экран используется специалистами Garmin для окончательной проверки и настройки навигатора. Будьте осторожны! Не следует вызывать этот экран, если навигатор ведет прием данных от спутника. Возможет случай, когда данные от спутников воспринимаются навигатором, как команда для запуска программы перенастройки параметров приемника в соответствии с ошибочными данными. Ничего не сломается, но может слегка удлиниться срок захвата спутников для определения координат. Может потребоваться полный перезапуск, чтобы вывести навигатор из 'задумчивости'. Время определения координат увеличится также из-за того, что параллельно работе, навигатор может перейти в режим автонастройки. Если навигатор укомплектован съемной антенной, то следует извлечь ее на время экспериментов с недокументированными функциями, чтобы случайно не 'сработала' связь со спутниками. Тестовый экран появляется автоматически, если случаются неполадки во время начального прогрева электронной начинки навигатора после включения питания. При помощи этой функции можно выполнить некоторые дополнительные проверки навигатора. К примеру, нажатие любой кнопки погасит соответствующую кнопку на экране. Если любую кнопку нажать дважды (на некоторых приборах это только кнопка 'PAGE'), начнется автоматическая проверка текстового режима работы экрана, обнаруженные неработающие ячейки матрицы экрана сразу станут видны. Для продолжения видеотеста следует нажать еще раз ту же кнопку. И если еще раз нажать на эту самую кнопку, то на экране вновь появится тестовый экран. На некоторых навигаторах за эту функцию 'отвечает' кнопка 'PAGE'.
Другие, выводимые на экран, сведения относятся к результатам внутренних проверок системы и компонентов. Кроме температуры (в Цельсиях), здесь будет показано напряжение, вырабатываемое основными и опорными батареями и аккумуляторами. На моделях 'GIII+' и '12Map' на тестовом экране будет указан дополнительно номер версии программного обеспечения, который затем исчезнет с экрана. На некоторых приборах можно увидеть тестовое значение напряжения электропитания.
Как рудимент заводской тестовой системы, может запуститься обмен с внешними устройствами по фирменному протоколу 'Garmin'. Выключение прибора не прекратит процесс обмена с внешними устройствами: после включения питания тест продолжится. Выключить режим можно через меню системных настроек, отменив протокол 'Garmin' установкой значения "none".

Режим запуска навигатора 'Emap'.:
Навигатор 'Emap' использует три режима запуска, как и другие портативные навигаторы 'Garmin', однако некоторые его кнопки запускают уникальные функции. Если удерживать кнопку 'ENTER', во время запуска прибора, навигатор перейдет в тестовый режим, как это было описано ранее. Данные о температуре будут выводиться только в градусах Цельсия, а напряжение внешнего питания показываться не будет. Можно активизировать визуальное отображение диагностики, для чего следует удерживать нажатой кнопку 'ESC', а потом нажимать повторно на нее для 'перелистывания' экранов диагностики. Если удерживать нажатой кнопку 'ESC', во время включения и прогрева навигатора, прибор полностью переустановится: будут удалены все записи из памяти, в том числе точки, записи маршрутов, а также и все настройки. Специально для предупреждения такого несчастного случая появится предупреждающее сообщение на экране. Если, во время включения и прогрева навигатора, нажать и удерживать кнопку 'FIND', то прибор перейдет в режим автоопределения своих координат. Кроме того, в верхнем правом углу экрана появятся пара цифр, но пока нет данных, что они означают.

Режим запуска навигатора 'Etrex'.
Навигатор 'Etrex' также имеет недокументированные тестовые функции. Для вызова экрана тестов следует одновременно удерживать стрелку 'вверх' и кнопку 'PAGE', а затем еще нажать кнопку 'ON/OFF'. Работа этого экрана очень напоминает систему тестов, описанных выше, и представляет информацию, полезную для пользователей. Обратите внимание: в прессе появились сообщения о том, что тест оперативной памяти (ROM) может выдавать сообщение об ошибке, поскольку не подключен заводской испытательный модуль. Основные виды тестов запускаются нажатиями соответствующих кнопок. Экранные страницы различных тестов можно 'перелистывать' кнопкой 'PAGE'. Здесь отображается состояние питания, напряжение, вырабатываемое батарейками и внешним источником тока, если он подключен. На экранной странице диагностики часов можно увидеть секунды, номер версии программного обеспечения и показания внутреннего термометра в градусах Цельсия.
Нажав одновременно на стрелку 'вверх' и кнопку 'ENTER', а потом нажимая кнопку 'ON/OFF', можно инициировать полную очистку всей памяти прибора (RESET). При этом появится предупредительное сообщение на экране.

Режим диагностики.
Это один из наиболее мощных и полезных режимов работы портативных навигаторов 'Garmin', но один из наиболее трудных по запуску. Сначала следует обычным порядком запустить навигатор 'Garmin', нажав кнопку включения питания и пока на экране будет видна страница приглашения, следует по одному разу нажать все четыре указанные кнопки в любом порядке. Если удастся сделать это быстро, наградой будет переключение на экранную страницу состояния без дополнительного ожидания выполнения автотеста. Под окном, показывающим положения спутников, можно видеть точку '.', это подтверждение успешности выполненной операции. В случае неудачи, выключите прибор и повторите попытку. Потребуется известная ловкость и чувство ритма. К сожалению, этот прием не работает на моделях 'GIII' и на 'GIII+', однако, вся эта информация будет доступна на указанных навигаторах и в обычном режиме. На моделях 'GII' и 'GII+' процедура будет удачна только в случае, если экран навигатора развернут в портретный (вертикальный) режим изображения. Модели 'Etrex' и 'Emap' описанный режим диагностики не поддерживают.
Достоинство указанного режима состоит в том, что его можно не выключать на время нормальной работы навигатора. При этом на некоторых экранных страницах нормального режима работы появится меню диагностики, а иногда - дополнительная информация.
Точка на странице Состояния сменится на показания HDOP (горизонтальная вариация точности определения координат) сразу же после определения координат навигатором, что в общем случае характеризует качество геометрии (взаимное расположение) спутников, используемых для навигации. Если числа меньше 2.0, это означает, что точность определения координат хорошая. HDOP - один из основных параметров, используемых при расчете приблизительной ошибки определения координат (EPE), показываемый в верхней части экранной страницы Состояния. Что означает EPE и как она вычисляется - секрет корпорации 'Garmin', однако величины HDOP вполне понятны и доступны любому человеку, знакомому с основами вычисления спутниковой геометрии.
На экранной странице Положения (координат) также появится новая информация рядом с показаниями таймера. Это показания внутренней температуры прибора в градусах по Фаренгейту.
На некоторых навигаторах, если в системных настройках установить метрическую систему мер, температура будет отображаться в градусах Цельсия.
В довершение ко всему, на странице 'MENU' появится новый элемент управления: здесь буква 'D' позволяет вызвать на экран страницу диагностики.
Экранная страница диагностики на разных моделях навигаторов имеет разное содержание, хотя все они содержат панель в верхней части экранной страницы, на которой будет выводится сообщение 'pass/fail' (прошло/не прошло). Обязательно указывается полное время работы прибора, номер версии программного обеспечения и напряжение, вырабатываемое батарейками.
На некоторых навигаторах имеется возможность переустановки в нулевое значение показаний таймера, указывающих отработанное навигатором время. Если же на какой-либо странице навигатора имеется таймер отработанного времени, то его нельзя переустановить нажатием кнопки 'ENTER'.
Нажатие кнопки 'QUIT' возвращает на экран обычную экранную страницу, а если кнопку отпустить, то на экран вернется страница диагностики. Если нажать кнопки 'GO TO' или 'MARK', то эти функции будут запущены, но режим диагностики будет выполняться в фоновом состоянии.
Нужно сказать несколько слов об измерителе отработанного времени. По идее, счетчик должен показывать время, прошедшее с момента выпуска прибора с завода. Однако, показания этого таймера могут быть переустановлены на '0' нажатием кнопок 'POWER'-'MARK', как описано выше или при помощи обновления программного обеспечения. На некоторых навигаторах показания напряжения, вырабатываемого источником питания, содержат информацию о внутренних и внешних источниках питания. Внутренний источник питания (батарейки) на странице диагностики градуирован с шагом 0,03 В и эту точность обеспечивает. Внешний источник питания анализируется с такой же точностью, но эту точность не обеспечивает. Отображается напряжение внешнего источника тока кратным следующим десятичным числам: 0,14; 0,29; 0,43; 0,57; 0,72; 0,86 Вольт.

Другие маленькие сюрпризы.
На некоторых навигаторах, особенно ранних версий, можно вновь вызвать на экран изображение земного шара, которое лишь на миг появляется в начальный момент запуска прибора. Для этого перейдите на экранную страницу Карты и нажмите кнопку 'POWER' так, чтобы кнопка не совсем была утоплена и прибор не выключился - сразу же на экране появится глобус с начальной страницы. Кнопками со стрелками можно контролировать скорость вращения глобуса на экране.
Навигатор модели 'GIII+' может выводить на экран некоторые дополнительные символы, которых нет в меню. Их обычно можно увидеть на загружаемых извне электронных картах. Например, наименования географических пунктов не могут быть доступны управлению, они только отображаются на карте. Однако, имеется возможность заменять эти названия своими собственными. Найдите объект с таким именем, загруженным вместе с картой, и нажмите кнопку 'ENTER' для преобразования его в Точку. Теперь можно редактировать параметры этой точки и ее название по своему усмотрению. Но новые символы, скорее всего, не сохранятся, и не будут затем вызываться из памяти при загрузке-выгрузке карты, поскольку внешняя картографическая программа может не поддерживать присваиваемые вами имена.

А может быть кто-нибудь еще что-то знает?
Изображение
Аватара пользователя
Виталик
 
Сообщения: 4033
Зарегистрирован: 04-02, 18:34
Откуда: Маарду

Сообщение Виталик » 10-12, 18:35

Вот сегодня купил: Изображение Приемник Garmin GPSMAP 172C –модель стационарного морского картплоттера. Большой цветной дисплей высокого разрешения прекрасно работает даже под прямыми лучами Солнца. Возможно подключение внешнего эхолота - "черного ящика" (GSD 20-21). Выпускается в модификациях со встроенной или внешней антенной.

Цветной экран 320*320 точек 256 цветов, 8.1*8.1 см.

3000 путевых точек, 15 путей, 50 маршрутов (до 50 точек).

Страницы спутников, карты, путевого компьютера, эхолота (при подключении GSD 20-21), настроек и др.

Сменные картриджи памяти под карты (в комплект не входят).

Навигация "на точку", по маршруту, по пути, возврат по пути, "человек за бортом".

Защита от воды (IPX7), 2 входа/выхода данных, вход внешнего питания, встроенная антена.



Инструкцию к навигатору на русском языке Вы можете скачать здесь. http://www.gps-piter.ru/newphp/info/man ... ap172c.zip
Аватара пользователя
Виталик
 
Сообщения: 4033
Зарегистрирован: 04-02, 18:34
Откуда: Маарду

Сообщение Виталик » 10-01, 12:37

В большом автомобиле навигатор можно установить не прямо перед носом, а перед пассажиром, его и тогда будет хорошо видно. Как уже говорилось, экран не слепнет на солнце, а автоматическая подсветка не бьёт по глазам, когда заезжаешь в тоннель, но и не меркнет на ярком солнце. Изображение Изображение
Аватара пользователя
Виталик
 
Сообщения: 4033
Зарегистрирован: 04-02, 18:34
Откуда: Маарду

Сообщение Виталик » 21-02, 14:43

Купил сегодня карту,и доехал до гаража испытать,конечно не 100% того что я хотел,но более подробной в Эстонии ещё нет для GPS! Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
Изображение
Аватара пользователя
Виталик
 
Сообщения: 4033
Зарегистрирован: 04-02, 18:34
Откуда: Маарду

Сообщение Has » 06-08, 21:14

Виталик Привет, у меня есть проблема с ГПС почему-то кажется, что ты можешь помочь. Купил в Санкт-Питербурге ГПС навигатор.
GPS DESAY model: DSA-29. В нём используется навигационная система
* Навител Навигатор 3.1 * В него забиты крупные города России и Российская карта, а вот Эстонской карты нет, есть кусок Эстонии но очень не точный, например если я проезжаю по питерскому шоссе в районе озера Марду, то я еду точно посередине озера.
Меня интересует можно ли записать на карту памяти подробную карту Эстонии и городов? И будет этот навигатор работать с этой картой или нет? Вдолгу не останусь.
Has
 
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 05-08, 20:24
Откуда: Tallinn

Сообщение Виталик » 06-08, 21:53

Has Саша! Я когда купил свой GPS,у меня там стояла карта с юго-востоком Швеции,я поехал в Пирита,в магазин: www.jakari.ee попросил,что бы мне на этот чип загрузили карту Эстонии,так они сказали что на мой чип не возможно загрузить(возможно обманули),пришлось у них покупать карту за 1390еек.
:( А так я чайник в вопросах загрузки карт. :(
Изображение
Аватара пользователя
Виталик
 
Сообщения: 4033
Зарегистрирован: 04-02, 18:34
Откуда: Маарду

Сообщение busska » 06-08, 22:01

Has я же тебе говорил свяжись с Мумия..Олег его зовут он тебе поможет..вроде как он себе все карты вставлял
busska
 

Сообщение Has » 06-08, 22:36

Виталик Виталик дело в том, что я хотел купить карту Эстонии для Гармин, так продавец вставил карту в ГПС и прибор отказался её читать.
Has
 
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 05-08, 20:24
Откуда: Tallinn

Сообщение Виталик » 06-08, 22:42

Has писал(а):Виталик Виталик дело в том, что я хотел купить карту Эстонии для Гармин, так продавец вставил карту в ГПС и прибор отказался её читать.
Вот блин! А может у продавца проблемная карта попалась? И есть ли гарантия на навигатор. :(
Аватара пользователя
Виталик
 
Сообщения: 4033
Зарегистрирован: 04-02, 18:34
Откуда: Маарду

Сообщение Has » 06-08, 22:57

Я то в этом нечего не понимаю, вот мне мозги и парят, то системы навигации разные, то надо искать карту для конкретного навигатора, а я нигде в Таллине и не вижу этой фирмы навигаторов.
Has
 
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 05-08, 20:24
Откуда: Tallinn

Сообщение Виталик » 06-08, 23:02

Саша! Так Гарминовские карты подходят только на Гарминовские навигаторы,может в этом проблема? :(
Изображение
Аватара пользователя
Виталик
 
Сообщения: 4033
Зарегистрирован: 04-02, 18:34
Откуда: Маарду

Сообщение Виталик » 06-08, 23:08

И ещё Саша! На всякий случай,есть такой сайт: http://torrents.ru Там часто выкладывают карты для навигаторов.Попробуй там поиске поискать,только там нужна регистрация,и для скачивания программа Торентовская,обратись на сайте у Роликса к человеку под ником SAW он вроде скачивал Эстонию от туда,если что он думаю может помочь.
Изображение
Аватара пользователя
Виталик
 
Сообщения: 4033
Зарегистрирован: 04-02, 18:34
Откуда: Маарду

Сообщение Has » 06-08, 23:10

Виталя, наверно вот и не могу найти где продаются DESAY навигаторы. А может их и нет в Эстонии. А может и есть но называются по другому.
Has
 
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 05-08, 20:24
Откуда: Tallinn

След.

Вернуться в Лодки,моторы,эхолоты и GPS

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron